Центр керамики и ремесел «5 стихий»
Исторический блог
Реконструкция и возрождение Пестречинской керамики и семейных ценностей
начала ХХ века в месте ее традиционного бытования
На территории села Пестрецы, Республики Татарстан, активно развивалось керамическое ремесло в середине XIX века. Продукция ремесленного села расходилась по всему Поволжскому краю.
История возникновения
учебно-производственной мастерской
  • Именно здесь зародились традиции керамического ремесла.
  • Изготавливались хорошие образцы художественной посуды.
  • Возникла уникальная методика преподавания. Которая формировалась на базе уже сложившейся ремесленной культуры с учетом образовательного уровня учащихся.
Село Пестрецы, Республика Татарстан, 2020
В 1911 году петербургские художники-керамисты Ильинские (Александр Иванович Ильинский и Елена Владимировна Ильинская) вдохнули новую жизнь в старый гончарный промысел Татарстана. Они создали свою школу и учебно-производственные мастерские.
Во второй половине XIX века студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленная академии имени А. Л. Штиглица специально готовили на освоение природных богатств России.
Александр Иванович Ильинский был из смоленских крестьян. С детства имел склонность к рисованию. Поехал учиться в Петербург в академию им. Штиглица, в котором можно было учиться бесплатно. В училище он познакомился со своей будущей женой Еленой Владимировной. Она была из дворян. Во время учебы Ильинский изучал изделия пестречинских кустарей, иследовал образцы пестречинской глины. По окончанию обучения оба уже знали, что будут работать вместе и что они создадут гончарную школу в Пестрецах.
Учебно-производственной мастерская им. Ильинского
Проект.
Фасад здания
Шаровая мельница
Весной 1912 года был утвержден устав мастерской и Завершено строительство. Ильинский сам уточнял и доводил до ума проект мастерской, выписывал из за границы оборудование, складывал печи для обжига и устанавливал оборудования (горн для обжига, муфели, плавильная печь для глазури, шаровая мельница, фильтр-пресс, шлифовальные станки, воздушные насосы, различные гончарные станки и механизмы, нефтяной семисильный двигатель)
Взаимодействие Казанской губернской земской управы с Центральным училищем технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, осуществлялся контроль над деятельностью учебной мастерской. Формируется попечительский совет. Председателем становится Александр Николаевич Боратынский, внук известного поэта-Евгения Боратынского.
В ремесленной мастерской начались занятия. Многие гончары захотели обучить профессионально детей умениям и навыкам гончарного искусства.
Сложился педагогический коллектив из профессионалов: Ильинский преподавал технологию производства керамики. Елена Владимировна вела такие предметы, как композиция, акварель, лепка, декорирование. Мастер гипса формовочного дела - датский подданный Теодор Юлиус Виктор Бирх учил ребят своему ремеслу.
Уникальность методики обучения подтверждает то, что именно выпускники мастерской своими работами вывели местный кустарный промысел на художественный уровень.
Пестречинская керамика была представлена на ярмарках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и других городов.
Специфика обучения ремеслу в Пестречинской гончарной художественно-ремесленной учебной мастерской
  • Специфика обучения в учебной мастерской заключалась в том, что методика преподавания не ограничивалась рамками, а адекватно формировалась на базе уже сложившейся ремесленной культуры с учетом образовательного уровня учащихся
  • Бытование пестречинского гончарного промысла иллюстрирует и одно из важных направлений в развитии промысловой деятельности в Казанской губернии в частности и в России в целом.
  • Это появление отдельных промыслов, изделия которых отличались качественно иным уровнем и были достаточно широко известны как в самой губернии, так и за ее пределами.
В 1915 году керамические изделия из Пестрецов заняли призовое место на выставке в Париже.
По своему уровню он во многом приближался к ведущим российским керамическим производствам того времени и оказался одним из немногих в Казанской губернии, перешагнувшим рубеж мелкого ремесленного производства и деревенского ремесла и ставшим в конце XIX - начале ХХ вв. своеобразным художественным центром с оригинальной изобразительной традицией.
Один из старейших и опытных мастеров Иван Степанович Чернов перебрался в село Уланово.
Утрата знаний и профессий
Фотография 1912 год. Назначение здания - гончарной художественно-ремесленной учебной мастерской
Один из старейших и опытных мастеров Иван Степанович Чернов перебрался в село Уланово. 1980 г.
Фотография 60-ых годов XX века
Назначение здания - районная больница
Голод в 1921-1922, великая отечественная война стали разрушительным этапом. Пестречинская школа растеряла своих мастеров и в 60-е годы XX века ремесленные здания были переданы районной больнице.
Назначение здания - Никольская церковь. 2012 год
Церковь Николая Чудотворца (новая) передана в 2012 году.
В 1992 году началось изучение архивных документов Пестречинской керамики. Благодаря поездки в Санкт-Петербург заведующей музеем Ушановой Воли Федоровны.
Возрождение
Экспонаты, хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Национального музея Республики Татарстан, Археологического музея Казанского федерального университета, краеведческого музея села Пестрецы.

Из Санкт-Петербурга были привезены в Пестречинский музей фотографии, документы и некоторые изделия 1912-1940 годов.

В фондах музея есть видеофильм о пестречинских вазах начала XX века, находящихся в Санкт-Петербургском этнографическом музее, слайды изделий пестречинских мастеров-керамистов, хранящихся в личном архиве Ильинских.
Пестречинский гончарный промысел, возникший на базе русской традиционной ремесленной культуры, сумел органично вписаться и в историю культуры казанских татар, в дальнейшем став одной из ее страниц.
Наши контакты

Наталья Пилюгина
+7 903 306 49 10
keramistka@mail.ru


Правовая информация

АНО Центр керамики и ремесел «5 стихий»
ИНН 1656107422
КПП 165601001
ОГРН 1191690033358

Made on
Tilda